8.01.2010

Рынок наружной рекламы: исцеление кризисом

В прошлом году отрасль не потеряла ни одного «бойца» из топ-50.
Казалось, рынок массовых коммуникаций в кризис не спасет ничто, даже предвыборная кампания в конце 2009 года. Не добавляло оптимизма и то, что с 1 января 2009 года начали действовать законодательные ограничения на рекламу табака и алкоголя, сразу «отобрав» около 30% доходов операторов наружной рекламы. Уже в первом квартале прошлого года операторы были вынуждены существенно снизить цены. Итак, сегодня эксперты констатируют «проседание» рынка более чем на треть, а по некоторым данным, потери преодолели рубеж в 43%.Однако к концу 2009 года цены на наружную рекламу вернулись к предыдущим значениям, исходя из курса 5,05 грн. за доллар. Так или иначе, по данным Ассоциации наружной рекламы Украины, совокупный объем рынка составил почти 800 млн. гривен, из которых около 140 млн. грн. - вклад политической борьбы.

Эти тенденции были положены в основу прогнозов на 2010 год, преимущественно сводящихся к позитивной динамике в 10-15%. Положительно на рынок наружной рекламы повлияют возможные внеочередные парламентские выборы, позволив увеличить объем рынка. Дальнейшие ограничения украинского законодательства относительно рекламы определенных видов товаров, в данном случае речь идет о лекарственных препаратах и пиве (внесены соответствующие законопроекты), существенно на рынок не повлияют, потому что в сегменте наружной рекламы они занимают не более 2%. Следовательно и пессимизм некоторых экспертов относительно негативного, прежде всего психологического, воздействия подобных запретов на инвесторов из-за непредсказуемости рынка, выглядит преувеличением.

С оптимизмом на ситуацию на рынке и с инвестиционным климатом в отрасли смотрят в 2010 год и более отдаленную перспективу в ООО «Борды Украины». Оператор, опережая донецких коллег, занимает 9-е место в национальном рейтинге UMM. Предприятие, являющееся структурой ФПК «DMS», сегодня владеет 1 200 рекламными плоскостями в 29 городах Украины, успешно функционируя не только в родном для себя регионе - на юго-востоке покрывает Донецкую и Луганскую области, но и в городах западной Украины и АР Крым.

«Кризис не отразился на наших стратегических планах - мы и дальше планируем расширение сети и вхождение в пятерку крупнейших украинских операторов, продолжаем поиск инвесторов», - отметил директор ООО «Борды Украины» Евгений Смирнов. В прошлом году предприятию удалось сохранить уровень дохода более-менее стабильным. «Как всегда, в 2009 году наша ценовая политика была направлена на удовлетворение клиента, однако, уровень цен соответствовал среднерыночным, что обеспечивало соблюдение корпоративной ответственности в отношении других игроков рынка. Такой стратегии мы будем придерживаться и в 2010 году», - говорит Евгений Смирнов.

«Учитывая тот факт, что наше агентство является владельцем сети рекламоносителей, только у нас, не переплачивая посредникам, заказчик может получить доступные цены на размещение наружной рекламы и быстрое качественное обслуживание. Это вызвано тем, что мы должны не только продать услугу с выгодой для себя, но и нести ответственность перед своими клиентами», - уверен г-н Смирнов.

Вообще, считают специалисты предприятия, кризис положительно повлияла на рынок наружной рекламы. Во-первых, предприятия в борьбе за каждого клиента (несмотря на его уровень и объем потенциального заказ), делали ставку на качество и оперативность обслуживания. Во-вторых, рынок выстоял и не потерял ни одного участника, по крайней мере, из числа крупных игроков, а единичные случаи слияния были вызваны не столько кризисом, сколько объективными рыночными тенденциями. В-третьих, рынок наружной рекламы в прошлом году существенно социализовался. Подобная тенденция приобретает особое значение, когда наружная реклама остается почти единственным действительно массовым медийным средством, не имея четкой фрагментации целевой аудитории (в отличие от телевидения, Интернета, прессы и т.д.).

2009-й стал «годом социальной рекламы» и для Донецка, а одним из наиболее активных участников «социального движения» последние несколько лет является ФПК «DMS» и ООО «Борды Украины». «У каждой команды, которая выходит на рынок, складываются свои принципы работы, формируется миссия. Это касается, в первую очередь, лидеров. В нашей команде, например, есть четкое понимание: наружная реклама - это инструмент не только получение прибыли, но и пропаганды, в хорошем смысле этого слова, моральных ценностей. Почему мы не можем использовать его для того, чтобы обратить внимание общественности, власти на насущные проблемы общества - дети-сироты, наркомания и алкоголизм, экология, энергосбережение? Не только можем, но и должны это делать, и делаем », - говорит Евгений Смирнов.- «Кроме того, наше предприятие как структура Корпорации «DMS» обеспечивает поддержку всех ее программ по спонсорству и благотворительности».